среда, 30 апреля 2014 г.

Урок 5 Христос и Суббота



Урок 5 Христос и Суббота

Тема субботы нам хорошо знакома, но говоря о субботе мы обычно весьма однобока разбираем все, что с ней связано, потому будут большим благословением посмотреть чуть шире.

Условные обозначения (которые я применяю в уроках):
- вопрос по теме
+ цитата в помощь
=> практические выводы и предложения


1) Как представлена суббота в данных текстах? (Мк.2:27-28)В нашем памятном стихе суббота показывается не как. что-то особенное, не как предмет поклонения, НО как средство. Средство дарованное человеку и для человека.
+ Рекомендую для дополнительного исследования и размышления (особенно в пасторских и гостевых классах с новыми людьми)
Митрополит Иерофей (Влахос) о покое субботы:
«Субботство в православном Предании имеет ещё и другое значение. Оно является успокоением человека, утихомириванием, так называемым священным безмолвием (исихией) во всей полноте этого смысла. (…) Этот покой, это безмолвие не есть бездействие, как можно было бы подумать, но великое делание. Как Бог, Который хотя и почил в седьмой день, всё равно продолжал управлять миром, так и человек, пребывая в состоянии духовного созерцания, творит величайшее дело — соединяется с Богом, а затем любит то, что любит и Бог». («О Пасхе в свете учения Отцов Церкви»)

2) Откуда и почему такое смещение акцентов? (
Исх.20:8-11, Вт.5:12-15)- допустимо ли менять акценты в аргументации вокруг заповеди о субботнем покое?
- можем ли и мы сегодня сместить аргументацию вокруг субботы к новому акценту?


+ Еще немного дополнений к размышлениям:
Протоиерей Леонид Грилихес, «Шестоднев в контексте Священного Писания»:
В пятницу вечером, т.е. с наступлением субботы в ветхозаветном храме левиты пели следующий псалом (…):
Господь воцарился [и] облёкся величием
Облёкся Господь славою [и] препоясался
Ибо утвердилась вселенная – не поколеблется.
Готов престол Твой оттоле, от века Ты (Пс. 92:1-2)
Иными словами вся вселенная была сотворена наподобие престола, и в субботу, в день седьмой, «когда населена земля», Господь является в мире, воцаряется в нем. Он восседает в нем как на Своем престоле, который отныне готов принять своего превечного Творца. Это присутствие Божие освящает весь мир: «И благословил Бог день седьмой и освятил его» (Быт 2:3).

ВЕЛИКАЯ СУББОТА – последний день перед Пасхой, когда Христиане вспоминают о пребывании Христа во гробе, а также Его сошествии во ад, откуда Господь вывел ветхозаветных праведников.
В сей день пречистое Тело Господа почивало в гробнице, воистину упокоившись великим покоем субботы. «Царь веков, – поёт Церковь, – во гробе субботствует, новое нам подая субботство».
Это день благоговейного безмолвия и очищения, день воспоминания о погребённом Господе, но вместе с тем приготовления к Его всеславному Воскресению.
Святая Церковь взывает в древнем иерусалимском гимне: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет».
Так же это повод для радостного предвкушения воскресения и радости спасения дарованного нам Христом.

Епископ Никодим (Милаш), толкование на 64-е правило святых апостолов:
«Воскресение праздновалось христианами как день, в который Христос воскрес из мёртвых, увенчав этим дело нашего искупления. День этот был для христиан днём радости и братского общения, вследствие чего пост, как проявление покаяния и печали о грехах, не мог быть допустим в этот день. Приблизительно то же можно было сказать и относительно субботы, считавшейся у христиан также днём радости, посвящённым воспоминанию сотворения мира и Божьего покоя.»

3) Суббота и добрые дела (Мк.3:1-6)- что есть "творить добро"? как вы различаете, что есть добро, а что нет? на что вы готовы пойти и что совершить в субботу доброго, а что нет? (свои ответы обоснуйте)


+ и еще цитата:Иоанн Кронштадский, из дневника:
«Что значит покой, или субботство, предоставленное Богом для людей, повинующихся Ему? Чтобы удостоиться вечного покоя праведных, нужно здесь трудиться ради царствия Божия, нужно непрестанное покаяние: под лежачий камень вода не течет, нужно подвизаться. Нужно вспахать землю сердечную и вырвать все корни страстей и вредных привычек и насадить на ней пшеницу добродетели.» Феодорит Кирский (V в.) 

пишет о том, что субботство есть упокоение от дел телесных, через что приоткрывается нам безпечальная жизнь будущего века, в которой уже не будет попечения о плоти и земных делах. Толкование бл. Феодорита на послание святого апостола Павла евреям (Евр. 4:9-10):

«Посему для народа Божия ещё остается субботство» (Евр. 4:9). (…). «Субботством» же назвал Апостол упокоение от дел, потому что «почил в день седьмый» Бог «от всех дел Своих» (Быт.2:2), какие сотворил; в веке же грядущем будет жизнь безпечальная, свободная от трудов и забот. Посему Апостол «субботством» наименовал освобождение от дел телесных. Сие дают видеть и следующие за тем слова.

«Ибо, кто вошёл в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр. 4:10). Как Бог всяческих, в день шестой довершив всё творение, в седьмой день почил от дел мироздания, так исшедшие из этой жизни и вступившие в оную жизнь освободятся от настоящих трудов. Да и иудеям закон повелевал воздерживаться в субботу от дел телесных, прилагать же попечение об одних душах.

Выводы:

- суббота средство для особого общения с Богом
- суббота может быть переосмыслена с акцентом на субботний покой во гробе и радостное воскресение последовавшее после

- суббота для добрых, а не для злых/лукаво-фарисейских мыслей

Комментариев нет:

Отправить комментарий